Краткая справка о развитии проекта
1849 год
24 марта Фёдор Набилков, известный в те времена благотворитель, завещал 30 000 рублей на постройку в Киновии каменного пятиглавого трехпрестольного собора по образу собора Киево-Печерской лавры во имя Пресвятой Троицы с приделами во имя всех явленных и чудотворных икон Богородицы и Всех Святых.
1862 год
Начало строительства Храма по проекту епархиального архитектора, автора множества церковных проектов, Г.И. Карпова.
1865 год
Средств на возведение Храма было недостаточно. Перед своей смертью брат Фёдора Набилкова завещал закончить постройку своему сыну и оставил для этого еще 30 000 рублей. Николай Набилков выполнил отцовское завещание.
24 марта Фёдор Набилков, известный в те времена благотворитель, завещал 30 000 рублей на постройку в Киновии каменного пятиглавого трехпрестольного собора по образу собора Киево-Печерской лавры во имя Пресвятой Троицы с приделами во имя всех явленных и чудотворных икон Богородицы и Всех Святых.
1862 год
Начало строительства Храма по проекту епархиального архитектора, автора множества церковных проектов, Г.И. Карпова.
1865 год
Средств на возведение Храма было недостаточно. Перед своей смертью брат Фёдора Набилкова завещал закончить постройку своему сыну и оставил для этого еще 30 000 рублей. Николай Набилков выполнил отцовское завещание.
1868 год
28 июня строительство Храма было окончено. Храм был торжественно освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. Но два придела, ввиду достаточного числа церквей в Киновии, остались не освященными для богослужения.
1917 год
После социалистической революции келейные корпуса отдали под жилые помещения.
1937
Областная комиссия по вопросам культов постановила закрыть Храм Пресвятой Троицы и передать здание Володарскому промкомбинату для размещения производственных мастерских. Здесь разместилась фабрика военного обмундирования, в подвале – картофелехранилище.
Была взорвана колокольня, и снесены все пять глав собора.
1941-1945
Здание церкви было сильно видоизменено и абсолютно утратило свой первоначальный вид: снесены купола, заложены оконные проёмы, разрушены все элементы наружного декора, с помощью ж/д рельсов были сконструированы три этажа, уничтожена живопись, внутренняя отделка храма и усыпальница.
28 июня строительство Храма было окончено. Храм был торжественно освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. Но два придела, ввиду достаточного числа церквей в Киновии, остались не освященными для богослужения.
1917 год
После социалистической революции келейные корпуса отдали под жилые помещения.
1937
Областная комиссия по вопросам культов постановила закрыть Храм Пресвятой Троицы и передать здание Володарскому промкомбинату для размещения производственных мастерских. Здесь разместилась фабрика военного обмундирования, в подвале – картофелехранилище.
Была взорвана колокольня, и снесены все пять глав собора.
1941-1945
Здание церкви было сильно видоизменено и абсолютно утратило свой первоначальный вид: снесены купола, заложены оконные проёмы, разрушены все элементы наружного декора, с помощью ж/д рельсов были сконструированы три этажа, уничтожена живопись, внутренняя отделка храма и усыпальница.
1952
Храм начали использовать как общежитие Всесоюзного строительно-монтажного треста «Легпромстрой».
1953
Здание церкви переквалифицировалось в базу для ремонта механизмов. Такие изменения повлекли за собой дополнительные пристройки к храму, что полностью разрушило внешний облик церкви.
1960-1961
В здании Храма разместился трест комсомольско-молодежного СМУ № 1 имени ХIV съезда ВЛКСМ.
2000-е
Свято-Троицкий храм и монастырские кельи были возвращены церкви. Состоялась передача здания собора Санкт-Петербургской епархии под подворье Иоанно-Богословского Череменецкого мужского монастыря.
Храм начали использовать как общежитие Всесоюзного строительно-монтажного треста «Легпромстрой».
1953
Здание церкви переквалифицировалось в базу для ремонта механизмов. Такие изменения повлекли за собой дополнительные пристройки к храму, что полностью разрушило внешний облик церкви.
1960-1961
В здании Храма разместился трест комсомольско-молодежного СМУ № 1 имени ХIV съезда ВЛКСМ.
2000-е
Свято-Троицкий храм и монастырские кельи были возвращены церкви. Состоялась передача здания собора Санкт-Петербургской епархии под подворье Иоанно-Богословского Череменецкого мужского монастыря.
2015
Начало реставрации Храма силами Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Были воссозданы все пять утраченных глав Свято-Троицкого храма.
2017
Завершилась отделка фасадов. Подворье Череменецкого монастыря упразднили, и передали под Архиерейское подворье Храма Святой Троицы.
2019
Полностью восстановили монументальную живопись и резной иконостас. Зародилась концепция создания музея церкви Пресвятой Троицы.
Начало реставрации Храма силами Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Были воссозданы все пять утраченных глав Свято-Троицкого храма.
2017
Завершилась отделка фасадов. Подворье Череменецкого монастыря упразднили, и передали под Архиерейское подворье Храма Святой Троицы.
2019
Полностью восстановили монументальную живопись и резной иконостас. Зародилась концепция создания музея церкви Пресвятой Троицы.
2020
Восстановленный Храм официально открылся для прихожан.
В подвале храма оборудован музей со свободным входом и крестильня, посреди которой оборудована современная купель для крещения взрослых, выполненная из мрамора. Рядом с ней устроена комната для приготовлений к обрядам и купель для детей.
Рядом с церковью обустроены две детские площадки, разбиты газоны, высажены кусты, уложена брусчатка, установлена ограда с въездными воротами.
Восстановленный Храм официально открылся для прихожан.
В подвале храма оборудован музей со свободным входом и крестильня, посреди которой оборудована современная купель для крещения взрослых, выполненная из мрамора. Рядом с ней устроена комната для приготовлений к обрядам и купель для детей.
Рядом с церковью обустроены две детские площадки, разбиты газоны, высажены кусты, уложена брусчатка, установлена ограда с въездными воротами.
История создания храма
Еще во времена правления Петра I, Александро-Невской лавре даровали большой участок земли на берегу Невы. Изначально здесь находилось кирпичное производство, но с открытием месторождения глины рядом с монастырем, производство пришло в упадок, поэтому к концу 18 века земли стали использоваться только для сенокоса.
В начале же XIX века, при покушении крестьян из соседней деревни на земли, решено было сделать имение лавры летней резиденцией митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, уже в 1820 году начав строительство загородного архиерейского дома — Киновии.
В начале же XIX века, при покушении крестьян из соседней деревни на земли, решено было сделать имение лавры летней резиденцией митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, уже в 1820 году начав строительство загородного архиерейского дома — Киновии.
Ближе к середине XIX века один богатый московский купец с фамилией Набилков стал оказывать помощь Киновии, благодаря чему на въезде появилась колокольня, и самое главное, каменный собор Святой Троицы.
Процесс возрождения находившегося долгое время в запустении храма начался ещё в 1990-х. Однако реставрация церкви Святой Троицы началась непосредственно лишь осенью 2015 года. На протяжении нескольких лет велись масштабные работы по воссозданию внутреннего убранства и благоустройства территории.
В 2019 году зародилась концепция создания музея церкви Пресвятой Троицы. По проекту музей расположили в подхрамовом пространстве, в подвальном помещении рядом с купелью. В данном музее представлены предметы, найденные во время реставрационных работ, старинные псалтыри, среди которых даже есть Евангелие начала 19 века.
Процесс возрождения находившегося долгое время в запустении храма начался ещё в 1990-х. Однако реставрация церкви Святой Троицы началась непосредственно лишь осенью 2015 года. На протяжении нескольких лет велись масштабные работы по воссозданию внутреннего убранства и благоустройства территории.
В 2019 году зародилась концепция создания музея церкви Пресвятой Троицы. По проекту музей расположили в подхрамовом пространстве, в подвальном помещении рядом с купелью. В данном музее представлены предметы, найденные во время реставрационных работ, старинные псалтыри, среди которых даже есть Евангелие начала 19 века.
Экспозиция музея содержит три раздела. Первый – исторический, рассказывает о планах местности, эскизных рисунках, указах о создании. Второй раздел посвящен реставрации и найденным во время её проведения находкам. Третий раздел рассказывает о современной жизни храма: здесь установлен мультимедийный экран, витрины с богослужебными предметами и разные информационные стенды.
13-го сентября 2021 года Святейший Патриарх Кирилл освятил отреставрированный храм Святой Троицы Киновии Троицкой Александро-Невской лавры в Невском районе.
13-го сентября 2021 года Святейший Патриарх Кирилл освятил отреставрированный храм Святой Троицы Киновии Троицкой Александро-Невской лавры в Невском районе.
О технологии строительства
Опасаясь за неравномерные просадки основания, подтвержденные расчётами, при восстановлении Храма Киновии Александро-Невской Лавры, было запроектировано усиление фундамента с помощью его пересадки на свайный фундамент с устройством монолитного ростверка. Сам ростверк позволяет фиксировать сваи строго в вертикальном положении, ограничивая их смещение, и осуществляет самую главную функцию, ради которой и устанавливается — предотвращает непредвиденную усадку фундамента в результате влияния разных причин, в том числе природного фактора.
В рамках работ на объекте Киновии было выполнено 100 свай диаметром 273 мм методом вдавливания, без динамических нагрузок, чтобы не навредить ни одной сохранённой конструкции храма.
В рамках работ на объекте Киновии было выполнено 100 свай диаметром 273 мм методом вдавливания, без динамических нагрузок, чтобы не навредить ни одной сохранённой конструкции храма.
О находках
В рамках реставрации Киновии Александро-Невской лавры было сделано множество находок, несущих историческую ценность! Одна из них была обнаружена в главном сооружении комплекса — его храме.
При возвращении храма в лоно церкви, расшив потолок 3-го этажа, обнаружилось, что верхний ряд ликов апостолов очень неплохо сохранился! Это произошло случайно благодаря тому, что они не были в барабане купола и не находились в периметре чердачных стен.
При возвращении храма в лоно церкви, расшив потолок 3-го этажа, обнаружилось, что верхний ряд ликов апостолов очень неплохо сохранился! Это произошло случайно благодаря тому, что они не были в барабане купола и не находились в периметре чердачных стен.
Таким образом, удалось сохранить первозданную роспись, которая добавила еще большей исторической ценности всему комплексу!
Сохранение истории — важная цель для всех нас!
А выполняя работы по замене грунта на основание под проезд, мы наткнулись на непримечательный с первого взгляда большой камень. Спустя время один из рабочих заметил, что на камне имеются какие-то надписи, очистил его и сообщил об этом начальству. Специалисты провели целое исследование камня и выяснили, что он имеет важное историческое значение, поскольку является надгробным камнем первого настоятеля храма, о котором мы обязательно напишем в следующих постах!
Сохранение истории — важная цель для всех нас!
А выполняя работы по замене грунта на основание под проезд, мы наткнулись на непримечательный с первого взгляда большой камень. Спустя время один из рабочих заметил, что на камне имеются какие-то надписи, очистил его и сообщил об этом начальству. Специалисты провели целое исследование камня и выяснили, что он имеет важное историческое значение, поскольку является надгробным камнем первого настоятеля храма, о котором мы обязательно напишем в следующих постах!
В подобных случаях данные находки принято оставлять в алтаре храма или за ним, у стен обители, как мы и поступили, слегка отреставрировав надгробие, как и положено, восстановили могильный крест!
О технологии росписи стен храма
Пocкoлькy пepвoнaчaльнaя живoпиcь Tpoицкoгo xpaмa oкaзaлacь пpaктичecки пoлнocтью yтpaчeннoй, пoжaлyй, eдинcтвeнным литepaтypным иcтoчникoм для eë вoccoздaния являютcя пyблициcтичecкиe мaтepиaлы и дoкyмeнты, кoтopыe 6ыли пocвящeны ocвящeнию xpaмa и нocят o6щий, дoвoльнo эмoциoнaльный xapaктep.
Coглacнo oтзывaм coвpeмeнникoв, цepкoвь в pyccкo-визaнтийcкoм cтилe имeлa «вeличecтвeнный вид» и oтличaлacь «pocкoшнoй внyтpeннeй oтдeлкoй», oтдeлкa и y6paнcтвo были «иcпoлнeны вecьмa тщaтeльнo в cтpoгoм визaнтийcкoм cтилe».
Coглacнo oтзывaм coвpeмeнникoв, цepкoвь в pyccкo-визaнтийcкoм cтилe имeлa «вeличecтвeнный вид» и oтличaлacь «pocкoшнoй внyтpeннeй oтдeлкoй», oтдeлкa и y6paнcтвo были «иcпoлнeны вecьмa тщaтeльнo в cтpoгoм визaнтийcкoм cтилe».
Tpoицкий xpaм был pacпиcaн мacляными кpacкaми в peaлиcтичecкoй мaнepe, в пoзднeaкaдeмичecкoм cтилe. B этoй жe тexникe и в этoм жe cтилe выпoлнена peкoнcтpyкция cильнo paзpyшeнныx или yтpaчeнныx cюжeтныx pocпиceй. Пoлиxpoмныe cтилизoвaнныe opнaмeнты вoccтaнaвлены пo coxpaнившимcя фpaгмeнтaм.
B дeкopaтивнoй oтдeлкe пpимeнeны зoлoчeниe cycaльным зoлoтoм нa лaк мopдaн и нa гyльфapбу, aнaлoгичнo пepвoнaчaльнoмy дeкopy. Aльфpeйнaя имитaция мpaмopa, тaк жe имeвшaя мecтo в пepвoнaчaльнoм xyдoжecтвeннoм дeкope xpaмa, yкpacила нижнюю чacть cтeн xpaмa
B дeкopaтивнoй oтдeлкe пpимeнeны зoлoчeниe cycaльным зoлoтoм нa лaк мopдaн и нa гyльфapбу, aнaлoгичнo пepвoнaчaльнoмy дeкopy. Aльфpeйнaя имитaция мpaмopa, тaк жe имeвшaя мecтo в пepвoнaчaльнoм xyдoжecтвeннoм дeкope xpaмa, yкpacила нижнюю чacть cтeн xpaмa
Пpи пpoвeдeнии иccлeдoвaтeльcкиx paбoт и пpoбныx pacкpытий cтeнoпиcи были выявлeны мнoгoчиcлeнныe yчacтки пepвoнaчaльнoй pocпиcи, в ocнoвнoм opнaмeнтaльнoй, кoтopыe позволили вoccтaнoвить oбщyю cxeмy pacпoлoжeния живoпиcи и дeкopa нa cвoдax, apкax и cтeнax Tpoицкoгo xpaмa.