Новости Спектра

Храм в честь Цесаревича Алексия на Дальнем Востоке: всё о проекте

Краткая справка о развитии проекта

2013 год
Власти города Свободный вместе с деятелями православной церкви решили построить в городе новый храм в честь небесного покровителя города мученика — цесаревича Алексия.
Архитектор — Анисимов Андрей Альбертович
Советский и российский архитектор, специализирующийся на православной церковной архитектуре. Заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, председатель Правления Гильдии Храмоздателей.

Под строительство администрация Свободного выделила пустырь в районе перекрестка улиц Ленина и Репина. Церковь было решено выполнить в едином стиле с Мемориалом Славы, возле которого она находится. Образ храма ориентируется на древние храмы Руси.

2016
За проект церкви взялся Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.
Храм Александра Невского при МГИМО
2017
Начало строительства Храма в честь новомученика цесаревича Алексея, сына последнего Российского императора, Николая II.
2018–2021
Проведение основных строительных работ. Возведение храма, установка куполов и крестов, монтаж звонницы. К концу 2021 года строительство было завершено, но продолжалось проведение внутренних отделочных работ, оштукатуривание и роспись.

2022
25 февраля 2022 года в городе Свободный в Алтайском крае состоялось торжественное освящение храма в честь новомученика цесаревича Алексея.
В данном проекте компания «Группа «Спектр» выполняла функции генпроектировщика. Мы работали над росписью и вели работы по внутреннему убранству храма.

История создания храма

Это совершенно новый и уникальный в своем живописном решении храм.

О технологии строительства

Сейчас храм представляет собой одноэтажное здание высотой 33,8 метра, полностью выполненное из красного кирпича, с двумя шлемовидными куполами.
Строительство храма 2017–2018 гг.
Внешняя отделка храма — белая с бордовой карнизной частью. Установлены 2 купола: один большой золотого цвета и один малый весом 500 кг, выполненный из меди, покрытой 24-каратным сусальным золотом (расположен над звонницей). В храме смонтирована звонница с шестью большими колоколами. По итогам работ было установлено 12 колоколов общим весом 4,2 тонны.

Высота храма — 34 метра.

Храм строился по традиционной технологии из кирпичей, но в условиях современных реалий и требований по сейсмичности региона, на несущем железобетонном каркасе.

О технологии росписи стен храма

Роспись стен храма — это не просто искусство и набор отдельных изображений, объединённых в повествовательный цикл. Храмовые росписи — это часть целого неделимого ансамбля, рассказывающего священную историю прихожанам.

С течением времени технологии росписи стен храмов претерпевали некоторые изменения. Начиная с XIX века под влиянием светской живописи церковная живопись обогащалась новыми идеями, например, христианские образы наносились маслом на холст, а затем прикреплялись непосредственно на ровные участки стен храма. После этого происходила роспись остальной части архитектурного ансамбля вокруг холста: нанесение орнаментов на своды, тяги, карнизы и т.д.
Данная технология была применена и в этом храме.
Наша группа художников из Санкт-Петербурга занималась разработкой концепции и проекта живописного убранства храма, а также проектом интерьера.
Роспись в храме
В своей работе мы ориентировались на стилистику православных храмов середины XIX — начала ХХ вв. Аналогами для живописных полотен послужили росписи В. Васнецова, Н. Нестерова, В. Котарбинского, и братьев Сведомских. Орнаментальное решение живописи являет глазу интерпретацию и развитие пластики византийского орнамента, современное переосмысление которого рождает «нео-византийский» стиль XXI века.
Стадия разработки проекта
Новый храм расположен в отдаленном уголке нашей страны и фотографии, которые регулярно удавалось наблюдать в ходе работ не передавали точного цветового впечатления, которое можно оценить только воочию. По словам тех, кому удалось побывать в храме — всё воплощено весьма успешно: цвета сдержаны, колорит гармоничен, живописные композиции написаны академически верно, без нарушений пропорций фигур.

Храм получился действительно уникальный. В центральном объеме можно выделить 10 живописных композиций, посвященных житию цесаревича Алексея и царской семьи, расположенных в исторической последовательности Начиная от венчания царя и императрицы в 1894 году и заканчивая канонизацией царской семьи в августе 2000 года в храме Христа Спасителя. Этот житийный ряд был специально разработан для нового храма, поэтому эти росписи, созданные по авторским эскизам, не имеют аналогов.
Житийный ряд цес. Алексея. Южная стена
Отдельно стоит выделить четыре живописные композиции на хорах. Тематика изображений была предложена И. Н. Козловым, и посвящена Святым воинам и защитникам Земли Русской:

«Св. князь Александр перед битвой на Неве со шведами. 1240 г.»,
«Св. князь Тимофей Довмонт и игумен Снетогорского монастыря Иосаф благословляют войско на ратный подвиг. 1299 г.»,
«Св. Федор Ушаков при осаде Корфу. 1799 г.»
«Архангел Михаил с Порт-Артурской иконой Божией Матери. 1904 г.»

Главным символом доблести и отваги русского войска мы изобразили исторический артефакт — меч Тимофея Довмонта, проходящий через все четыре картины.
Храм в честь Цесаревича Алексия на Дальнем Востоке: всё о проекте, изображение №13
Фото композиции на хорах и эскиз
Фото композиции на хорах и эскиз
Две картины с Григорием Распутиным с противоположной стены хорного яруса «Великая молитва, чтобы не было войны» и «Целительная помощь Григория Распутина цесаревичу Алексею» звучны по цвету, хорошо освещены и сочетаются с орнаментальным обрамлением.
Фото композиции с Гр. Распутиным на хорах
На неповторимость живописного убранства храма обращали внимание как батюшки, так и журналисты местных СМИ, которые интересовались и задавали много вопросов касательно живописи и программы росписи.
Стоит отметить также профессиональную работу художников под руководством Александра Дмитриева, благодаря профессионализму и слаженной работе в непростых условиях современных реалий, главные наши задумки были сохранены.

По мнению Александра Дмитриева главной сложностью методики реставрации живописи являются поновления, происходящие каждые 15-20 лет. На рубеже 1990-2000-х годов несложные работы по обновлению живописи проводили сами настоятели церкви, что в настоящее время создаёт дополнительные трудности для выполнения росписи и определения автора первоначальной живописи.

При реставрации предметов искусства сам Александр использует картограммы, но он убеждён, что современные технологии, например 3D-моделирование, способствуют более детальному, а главное, наглядному представлению проекта росписи храмового комплекса.
Уникально в храме также и всё осветительное оборудование: хорос, паникадило, люстры — все разработано и выполнено специально для храма цесаревича Алексея по авторским эскизам нашими коллегами мастерами по работе с металлом из Санкт-Петербурга. Высокий уровень художественного мастерства позволяет увидеть, как тонко продуманно соединение живописи и осветительного оборудования. Сочетание орнаментов, росписи и объектов освещения создает невероятное образное впечатление.

В комплексе размещения осветительных объектов внутри храма заложена мысль мерцающего, невесомого звездного неба, именно поэтому нами было предложено использовать в отделке цвет серебра, а не золота. Основной орнаментальный замысел виден только при нахождении непосредственно под самим объектом: это символические изображения четырёх евангелистов в круглых медальонах оплетаемые геометрическим рисунком орнамента.

Простота и легкость геометрического орнамента была выбрана, исходя из необходимости создания ощущения невесомости, в сочетании с восьмьюдесятью источниками света, должно создаться ощущение почти полной неосязаемости центрального объекта. Все осветительные приборы словно парят в храме.
В 2022 году наша компания проводила работы по благоустройству рекреационной зоны храмового комплекса.

Концепция благоустройства предполагала возведение двух разноуровневых террас с газонами, соединенных между собой декоративным мостиком. В рамках проекта мы установили детскую площадки и благоустроили территорию, примыкающую к комплексу часовни. Такое решение предусмотрено для того, чтобы ликвидировать диссонанс и внести единство стиля смежных комплексов храма.

Мы также построили построили и ввели в эксплуатацию храм и дом причта, гараж, бани и административное здание, выполнили наружную подсветку, замостили брусчаткой проезды и тротуары храмового комплекса.

В 2022 году все работы были полностью завершены, и мы рады, что стали частью такой большой истории.