Краткая справка о развитии проекта
2013 год
Власти города Свободный вместе с деятелями православной церкви решили построить в городе новый храм в честь небесного покровителя города мученика — цесаревича Алексия.
Власти города Свободный вместе с деятелями православной церкви решили построить в городе новый храм в честь небесного покровителя города мученика — цесаревича Алексия.
![](https://static.tildacdn.com/tild6366-3566-4632-a631-336139663763/image_98.jpg)
Архитектор — Анисимов Андрей Альбертович
Советский и российский архитектор, специализирующийся на православной церковной архитектуре. Заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, председатель Правления Гильдии Храмоздателей.
Под строительство администрация Свободного выделила пустырь в районе перекрестка улиц Ленина и Репина. Церковь было решено выполнить в едином стиле с Мемориалом Славы, возле которого она находится. Образ храма ориентируется на древние храмы Руси.
2016
За проект церкви взялся Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.
Советский и российский архитектор, специализирующийся на православной церковной архитектуре. Заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, председатель Правления Гильдии Храмоздателей.
Под строительство администрация Свободного выделила пустырь в районе перекрестка улиц Ленина и Репина. Церковь было решено выполнить в едином стиле с Мемориалом Славы, возле которого она находится. Образ храма ориентируется на древние храмы Руси.
2016
За проект церкви взялся Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.
![](https://static.tildacdn.com/tild6433-6437-4130-a363-383031363965/image.png)
2017
Начало строительства Храма в честь новомученика цесаревича Алексея, сына последнего Российского императора, Николая II.
Начало строительства Храма в честь новомученика цесаревича Алексея, сына последнего Российского императора, Николая II.
![](https://static.tildacdn.com/tild3731-6532-4434-a434-373264623862/zMLgHq02Htk.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3163-6562-4538-b462-666432616164/VzBeb6CmH2k.jpg)
2018–2021
Проведение основных строительных работ. Возведение храма, установка куполов и крестов, монтаж звонницы. К концу 2021 года строительство было завершено, но продолжалось проведение внутренних отделочных работ, оштукатуривание и роспись.
2022
25 февраля 2022 года в городе Свободный в Алтайском крае состоялось торжественное освящение храма в честь новомученика цесаревича Алексея.
Проведение основных строительных работ. Возведение храма, установка куполов и крестов, монтаж звонницы. К концу 2021 года строительство было завершено, но продолжалось проведение внутренних отделочных работ, оштукатуривание и роспись.
2022
25 февраля 2022 года в городе Свободный в Алтайском крае состоялось торжественное освящение храма в честь новомученика цесаревича Алексея.
В данном проекте компания «Группа «Спектр» выполняла функции генпроектировщика. Мы работали над росписью и вели работы по внутреннему убранству храма.
История создания храма
Это совершенно новый и уникальный в своем живописном решении храм.
![](https://static.tildacdn.com/tild6563-3666-4166-a432-616233353039/image_99.jpg)
О технологии строительства
Сейчас храм представляет собой одноэтажное здание высотой 33,8 метра, полностью выполненное из красного кирпича, с двумя шлемовидными куполами.
![](https://static.tildacdn.com/tild3730-6333-4561-b930-656363626235/image_100.jpg)
Внешняя отделка храма — белая с бордовой карнизной частью. Установлены 2 купола: один большой золотого цвета и один малый весом 500 кг, выполненный из меди, покрытой 24-каратным сусальным золотом (расположен над звонницей). В храме смонтирована звонница с шестью большими колоколами. По итогам работ было установлено 12 колоколов общим весом 4,2 тонны.
Высота храма — 34 метра.
Храм строился по традиционной технологии из кирпичей, но в условиях современных реалий и требований по сейсмичности региона, на несущем железобетонном каркасе.
Высота храма — 34 метра.
Храм строился по традиционной технологии из кирпичей, но в условиях современных реалий и требований по сейсмичности региона, на несущем железобетонном каркасе.
О технологии росписи стен храма
Роспись стен храма — это не просто искусство и набор отдельных изображений, объединённых в повествовательный цикл. Храмовые росписи — это часть целого неделимого ансамбля, рассказывающего священную историю прихожанам.
С течением времени технологии росписи стен храмов претерпевали некоторые изменения. Начиная с XIX века под влиянием светской живописи церковная живопись обогащалась новыми идеями, например, христианские образы наносились маслом на холст, а затем прикреплялись непосредственно на ровные участки стен храма. После этого происходила роспись остальной части архитектурного ансамбля вокруг холста: нанесение орнаментов на своды, тяги, карнизы и т.д.
С течением времени технологии росписи стен храмов претерпевали некоторые изменения. Начиная с XIX века под влиянием светской живописи церковная живопись обогащалась новыми идеями, например, христианские образы наносились маслом на холст, а затем прикреплялись непосредственно на ровные участки стен храма. После этого происходила роспись остальной части архитектурного ансамбля вокруг холста: нанесение орнаментов на своды, тяги, карнизы и т.д.
Данная технология была применена и в этом храме.
Наша группа художников из Санкт-Петербурга занималась разработкой концепции и проекта живописного убранства храма, а также проектом интерьера.
![](https://static.tildacdn.com/tild3139-6235-4264-a165-643838336139/unEIr3G_8zA.jpg)
В своей работе мы ориентировались на стилистику православных храмов середины XIX — начала ХХ вв. Аналогами для живописных полотен послужили росписи В. Васнецова, Н. Нестерова, В. Котарбинского, и братьев Сведомских. Орнаментальное решение живописи являет глазу интерпретацию и развитие пластики византийского орнамента, современное переосмысление которого рождает «нео-византийский» стиль XXI века.
![](https://static.tildacdn.com/tild6461-3361-4161-a135-303662636139/O1vJ6aHbDks.jpg)
Новый храм расположен в отдаленном уголке нашей страны и фотографии, которые регулярно удавалось наблюдать в ходе работ не передавали точного цветового впечатления, которое можно оценить только воочию. По словам тех, кому удалось побывать в храме — всё воплощено весьма успешно: цвета сдержаны, колорит гармоничен, живописные композиции написаны академически верно, без нарушений пропорций фигур.
Храм получился действительно уникальный. В центральном объеме можно выделить 10 живописных композиций, посвященных житию цесаревича Алексея и царской семьи, расположенных в исторической последовательности Начиная от венчания царя и императрицы в 1894 году и заканчивая канонизацией царской семьи в августе 2000 года в храме Христа Спасителя. Этот житийный ряд был специально разработан для нового храма, поэтому эти росписи, созданные по авторским эскизам, не имеют аналогов.
Храм получился действительно уникальный. В центральном объеме можно выделить 10 живописных композиций, посвященных житию цесаревича Алексея и царской семьи, расположенных в исторической последовательности Начиная от венчания царя и императрицы в 1894 году и заканчивая канонизацией царской семьи в августе 2000 года в храме Христа Спасителя. Этот житийный ряд был специально разработан для нового храма, поэтому эти росписи, созданные по авторским эскизам, не имеют аналогов.
![](https://static.tildacdn.com/tild6364-3530-4630-a235-356361346338/-J4HSIynGLo.jpg)
Отдельно стоит выделить четыре живописные композиции на хорах. Тематика изображений была предложена И. Н. Козловым, и посвящена Святым воинам и защитникам Земли Русской:
«Св. князь Александр перед битвой на Неве со шведами. 1240 г.»,
«Св. князь Тимофей Довмонт и игумен Снетогорского монастыря Иосаф благословляют войско на ратный подвиг. 1299 г.»,
«Св. Федор Ушаков при осаде Корфу. 1799 г.»
«Архангел Михаил с Порт-Артурской иконой Божией Матери. 1904 г.»
Главным символом доблести и отваги русского войска мы изобразили исторический артефакт — меч Тимофея Довмонта, проходящий через все четыре картины.
«Св. князь Александр перед битвой на Неве со шведами. 1240 г.»,
«Св. князь Тимофей Довмонт и игумен Снетогорского монастыря Иосаф благословляют войско на ратный подвиг. 1299 г.»,
«Св. Федор Ушаков при осаде Корфу. 1799 г.»
«Архангел Михаил с Порт-Артурской иконой Божией Матери. 1904 г.»
Главным символом доблести и отваги русского войска мы изобразили исторический артефакт — меч Тимофея Довмонта, проходящий через все четыре картины.
![](https://static.tildacdn.com/tild6137-3331-4331-b433-636135666663/bIiXqEBTVlw.jpg)
![Храм в честь Цесаревича Алексия на Дальнем Востоке: всё о проекте, изображение №13](https://static.tildacdn.com/tild6632-3266-4661-b762-653831383131/q1JPNW-0Xr0.jpg)
![Фото композиции на хорах и эскиз](https://static.tildacdn.com/tild3431-3430-4261-a362-303863656665/k9gAoqluoOo.jpg)
Две картины с Григорием Распутиным с противоположной стены хорного яруса «Великая молитва, чтобы не было войны» и «Целительная помощь Григория Распутина цесаревичу Алексею» звучны по цвету, хорошо освещены и сочетаются с орнаментальным обрамлением.
![](https://static.tildacdn.com/tild3965-3237-4165-b538-616664613530/BxXEnwMElWQ.jpg)
На неповторимость живописного убранства храма обращали внимание как батюшки, так и журналисты местных СМИ, которые интересовались и задавали много вопросов касательно живописи и программы росписи.
![](https://static.tildacdn.com/tild3431-3361-4233-b334-613164343861/kuFt89JW2Hg.jpg)
Стоит отметить также профессиональную работу художников под руководством Александра Дмитриева, благодаря профессионализму и слаженной работе в непростых условиях современных реалий, главные наши задумки были сохранены.
По мнению Александра Дмитриева главной сложностью методики реставрации живописи являются поновления, происходящие каждые 15-20 лет. На рубеже 1990-2000-х годов несложные работы по обновлению живописи проводили сами настоятели церкви, что в настоящее время создаёт дополнительные трудности для выполнения росписи и определения автора первоначальной живописи.
При реставрации предметов искусства сам Александр использует картограммы, но он убеждён, что современные технологии, например 3D-моделирование, способствуют более детальному, а главное, наглядному представлению проекта росписи храмового комплекса.
По мнению Александра Дмитриева главной сложностью методики реставрации живописи являются поновления, происходящие каждые 15-20 лет. На рубеже 1990-2000-х годов несложные работы по обновлению живописи проводили сами настоятели церкви, что в настоящее время создаёт дополнительные трудности для выполнения росписи и определения автора первоначальной живописи.
При реставрации предметов искусства сам Александр использует картограммы, но он убеждён, что современные технологии, например 3D-моделирование, способствуют более детальному, а главное, наглядному представлению проекта росписи храмового комплекса.
![](https://static.tildacdn.com/tild3734-3432-4163-a165-396538376230/UwXfXr6INI4.jpg)
Уникально в храме также и всё осветительное оборудование: хорос, паникадило, люстры — все разработано и выполнено специально для храма цесаревича Алексея по авторским эскизам нашими коллегами мастерами по работе с металлом из Санкт-Петербурга. Высокий уровень художественного мастерства позволяет увидеть, как тонко продуманно соединение живописи и осветительного оборудования. Сочетание орнаментов, росписи и объектов освещения создает невероятное образное впечатление.
В комплексе размещения осветительных объектов внутри храма заложена мысль мерцающего, невесомого звездного неба, именно поэтому нами было предложено использовать в отделке цвет серебра, а не золота. Основной орнаментальный замысел виден только при нахождении непосредственно под самим объектом: это символические изображения четырёх евангелистов в круглых медальонах оплетаемые геометрическим рисунком орнамента.
Простота и легкость геометрического орнамента была выбрана, исходя из необходимости создания ощущения невесомости, в сочетании с восьмьюдесятью источниками света, должно создаться ощущение почти полной неосязаемости центрального объекта. Все осветительные приборы словно парят в храме.
В комплексе размещения осветительных объектов внутри храма заложена мысль мерцающего, невесомого звездного неба, именно поэтому нами было предложено использовать в отделке цвет серебра, а не золота. Основной орнаментальный замысел виден только при нахождении непосредственно под самим объектом: это символические изображения четырёх евангелистов в круглых медальонах оплетаемые геометрическим рисунком орнамента.
Простота и легкость геометрического орнамента была выбрана, исходя из необходимости создания ощущения невесомости, в сочетании с восьмьюдесятью источниками света, должно создаться ощущение почти полной неосязаемости центрального объекта. Все осветительные приборы словно парят в храме.
![](https://static.tildacdn.com/tild3434-3533-4530-a136-623835656231/Vaxm2n8ebtk.jpg)
В 2022 году наша компания проводила работы по благоустройству рекреационной зоны храмового комплекса.
Концепция благоустройства предполагала возведение двух разноуровневых террас с газонами, соединенных между собой декоративным мостиком. В рамках проекта мы установили детскую площадки и благоустроили территорию, примыкающую к комплексу часовни. Такое решение предусмотрено для того, чтобы ликвидировать диссонанс и внести единство стиля смежных комплексов храма.
Мы также построили построили и ввели в эксплуатацию храм и дом причта, гараж, бани и административное здание, выполнили наружную подсветку, замостили брусчаткой проезды и тротуары храмового комплекса.
В 2022 году все работы были полностью завершены, и мы рады, что стали частью такой большой истории.
Концепция благоустройства предполагала возведение двух разноуровневых террас с газонами, соединенных между собой декоративным мостиком. В рамках проекта мы установили детскую площадки и благоустроили территорию, примыкающую к комплексу часовни. Такое решение предусмотрено для того, чтобы ликвидировать диссонанс и внести единство стиля смежных комплексов храма.
Мы также построили построили и ввели в эксплуатацию храм и дом причта, гараж, бани и административное здание, выполнили наружную подсветку, замостили брусчаткой проезды и тротуары храмового комплекса.
В 2022 году все работы были полностью завершены, и мы рады, что стали частью такой большой истории.